ПРО ОХОТНИЧЬЮ КУЛЬТУРУ

Главная Форумы ФОТО ВИДЕО ЛИТЕРАТУРА ПРО ОХОТНИЧЬЮ КУЛЬТУРУ

Просмотр 4 сообщений - с 1 по 4 (из 4 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #711
    artempanfilov
    Участник

    ОХОТНИЧЬЯ КУЛЬТУРА
    Для начала нужно оттолкнуться от очень сложного и многогранного понятия «культура» вообще. Под ним, в первую очередь, подразумевается совокупность достижений человеческого общества в сфере технологий, общественной и духовной деятельности. Соответственно в этом ключе охотничья культура будет являться совокупностью достижений человечества в области охотничьей деятельности, всем тем опытом, который был накоплен за время существования и активности человека-охотника. В первую очередь это опыт чисто технический, совершенствование которого можно увидеть при внимательном рассмотрении истории развития способов и видов охоты. Наиболее древними из них является загонная охота, проводимая при участии всех членов племени, и охота с использованием ловушек (ловчих ям). Возможна также их комбинация, при которой отдельный зверь или стадо загоняли в специально оборудованную или природную (овраг, расщелина) ловушку. 15-20 тысяч лет назад начала свое развитие охота с собаками, вернее их полудикими предками. Загонная охота, а также охота с применением ловушек и собак являются исконными для многих культур из-за наличия у древних племен однотипных примитивных охотничьих средств (камень, копье, собака). С изобретением лука спектр охот значительно расширился, стала более эффективной охота скрадом. Зверя, для добычи которого раньше требовались усилия целого племени, теперь могла выследить и добыть небольшая группа охотников, в то время как остальные занимались собирательством или домашним хозяйством – уходом за детьми, поддержанием огня, изготовлением утвари и т.д. Познание принципа устройства лука принесло древнему охотнику и возможность создания новых типов ловушек, поражения дичи на большем расстоянии, а также расширило возможность охоты на птиц. Некоторые исследователи называют изобретение лука началом охотничье-технической революции, в результате которой охотничий и рыболовный промысел стали первыми механизированными отраслями хозяйства.Таким образом, охоту, вместе с войной и ленью мы можем назвать значимым двигателем прогресса.

    Наряду с техническим опытом, необходимо отметить и опыт духовный, ведь мы понимаем культуру и как правильное делание чего-либо: культуру общения, культуру чаепития и т. д. Можно описать культуру и как набор поощряемых значимых закономерностей в отношениях между людьми внутри сообщества. Усваивается культура через наблюдения за окружающим миром и взаимодействие с другими людьми. В этом ключе охотничья культура может быть понята как традиция охоты, возникшая в определенной национальной среде. Это культура обращения с убитым зверем, организация охоты и досуга после нее. Вспомним хотя бы классический пример охотничьего праздника, описанный в книге Е. Э. Дриянского «Записки мелкотравчатого», медвежьи обряды коренных народов Севера или немецкую традицию вкладывать зеленую веточку в рот убитому зверю как «последнюю трапезу». Такие традиции настолько сильны, что настоящий охотник будет следовать им, не только находясь в компании единомышленников, но и охотясь один, когда никто не наблюдает за тем, что он делает, будет поступать в соответствии с писаной и неписаной охотничьей этикой, уважать и любить окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки. Не будет палить по птице вышедшей из меры, или по неясно видимой цели, не пойдет на охоту вдрызг пьяным, не станет «мочить все живое». И не только потому, что кто-то схватит его за руку, а потому, что он сам не захочет этого.

    Охотничья культура постоянно развивается, все дальше отдаляясь от средневекового варварства. Это можно проследить на примере одного из фактов европейской культурной традиции. В немецкой охотничьей культуре имеется понятие «prellen» («das Fuchsprellen»). Это развлечение, существовавшее в Европе до конца XVIII века, связанное с неоправданным мучением животных. Ловцы становились друг напротив друга у разных концов растянутого на земле куска материи или сетки. По команде распорядителя охоты из клеток выпускали заранее пойманных лис (по некоторым свидетельствам и других животных). Как только убегающая лиса наступала на лежащую на земле ткань, «охотники», державшие в руках ее края, резко растягивали полотнище и зверь летел вверх. После этого лису на ткани роняли на землю и подбрасывали вновь. Это продолжалось до тех пор, пока животное не погибало. В подобной «забаве» принимали участие не только мужчины, но и женщины. Так почему, же она все еще упоминается в словарях? Объяснение, скорее всего, заключается в том, что именно знание такого черного прошлого охоты помогает современному охотнику не допускать подобных ошибок и относиться к дичи со всей возможной долей уважения, убивать, но не издеваться над зверем. Сегодня наиболее культурным и правильным считается именно тот выстрел, который уложил зверя на месте, а наиболее удачной та охота, на которой удалось добрать всех подранков и отстрелять только тех особей, которых планировалось.

    Подобный пример можно привести и из истории русской охоты. На царских и княжеских дворах устраивались звериные травли (по свидетельству Кутепова, стравливали даже медведя со львом, но неудачно – царь зверей потерпел полное фиаско и едва был спасен из объятий Топтыгина). Наряду с этим, во времена царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича практиковалась и забава, отражающая удаль и бесшабашность русского человека: бои с медведями, где смельчак-охотник с рогатиной и косолапый мишка рисковали на равных. Со временем нравы общества изменились, травли и даже садочная стрельба утратили свою популярность. В конце XIX века Н. П. Кишенский открыто критиковал такого вида развлечение: «… травля какого бы то ни было пойманного зверя – варварство» – писал он – «и устройство садок ради потехи праздных ротозеев, на что падки некоторые господа, недостойно имени и звания настоящего охотника». На этом примере можно легко заметить значительные изменения в восприятии охоты и зверя.

    Еще одно значение слов «культура» – высокий уровень развития какого-либо вида деятельности на определенной стадии существования человеческой общности. В этой связи с точки зрения охоты можно увидеть очень важный этап существования каждой, подчеркиваю это, каждой цивилизации – стадию охотничьей культуры древних людей. Существует гипотеза, что именно увеличение в пище процента животного белка, добытого путем охоты, способствовало активному развитию человеческого мозга, а соответственно, явилось одним из ключевых факторов, приведших к столь бурному процветанию человеческого вида. До сих пор нельзя говорить о полном исчезновении охотничьих племен и охотничьих культур, принимая во внимание, к примеру, народы Сибири и Крайнего Севера. Это позволяет нам утверждать, что и такое понимание охотничьей культуры актуально до сих пор.

    И последнее толкование понятия «культура» раскрывает ее как совокупность археологических памятников определенной эпохи. И здесь мы также находим возможность использовать данное определение в охотничьем ключе, поскольку значительная доля древнейших археологических памятников имеет охотничью тематику (наскальная живопись, примитивные фигурки из камня и кости). Хрестоматийный пример этого – наскальная живопись в пещере Альтамира на севере Испании, которая не оставляет сомнений, что первые попытки выразить чувство прекрасного были предприняты именно первобытным художником-охотником. В современном обществе охотничья культура также может быть определена как общность уже не древних, а современных литературных и художественных памятников. Для этого достаточно вспомнить великолепную плеяду художников, писателей и поэтов, чье творчество связано с темой охоты.

    Подведем итог вышесказанному. Охотничья культура есть: 1) совокупность достижений человечества в области охотничьей деятельности, теоретический и практический опыт, накопленные за время существования и активности человека-охотника; 2) правильное осуществление процесса охоты, включающего в себя осуществление подготовительных мероприятий, выслеживание, преследование, добычу зверя, а по необходимости – добор подранка; 3) высокий уровень развития приемов и методов охоты и обработки трофея или иной охотничьей продукции; 4) совокупность охотничьих археологических памятников определенного периода.

    Охотничья культура предстает перед нами как многогранное и интересное явление, базирующееся на непостижимой ментальной основе. Она обладает богатейшей историей и материальным воплощением: от видов и способов охот до уникальных национальных охотничьих традиций, от охотничьего оружия до традиции воспитания охотничьих собак. Сложно было бы найти какую-либо иную культурную традицию, которая бы оставила столь значительный след в истории человечества.

    Сегодня в нашей стране сложилась интересная ситуация. В некогда великой охотничьей стране, в больших объемах экспортировавшей продукцию промысловой охоты в европейские страны, средства массовой информации и сформированное ими общественное мнение представляют охотника как кровожадного убийцу, который должен прятаться и оправдываться перед обществом. Даже в школьных учебниках охота подается как фактор негативного воздействия на природу, подобный лесным пожарам или разливам нефти. И все это – часто со ссылкой на «благополучные европейские страны». А там …. охотники бьют тревогу, опасаясь исчезновения из охотничьей культуры духовной составляющей, восприятия животного не как чуда творения, а как экологической единицы, избыточного вмешательства человека во внутренние процессы, протекающие внутри биотопов, превращения охотничьего участка в ферму, где разводят подлежащих отстрелу животных в заранее заказанном количестве. И активно пропагандируют охоту как один из способов семейного времяпрепровождения на природе.

    Да, охотники добывают, то есть убивают животных. Ведь охота – это не только трепет перед огромной и прекрасной природой и уважение к той традиции, которую с любовью создавали наши предки. Давайте будем честными перед самими собой. Наибольшую радость большинство из нас испытывает именно тогда, когда чудесный охотничий день заканчивается добычей желанного трофея. Удовольствие от общения с миром дикой природы и одновременно предвосхищение трофея и есть тот самый дух охоты, который по весне неудержимо тянет на вальдшнепиную тягу, заставляет сердце тревожно забиться в осеннем лесу, будто замершем в предчувствии раскалывающего его хрустальную тишину жаркого гона. Это прикосновение к архаике, то, что объединяет с природой и окружающим миром современного охотника, увешанного рациями и GPS, и первобытного человека, сжимающего в руках рогатину. Охота для охотника есть единое целое: пребывание в угодьях (пресловутое любование природой) поиск, преследование (или «высиживание»), добыча зверя и его поедание. Нельзя выделить что-то одно, да это и не нужно – охота есть неразрывное единство всех этих элементов. Почему-то этот момент часто стыдливо замалчивается, и представляется культурная охота этакой прогулкой по угодьям с любованием животным миром. Только зачем-то еще ружье с собой носить надо. Я думаю, многие согласятся со мной: вряд ли кто-то с любовью будет вспоминать день с тремя пустыми окладами или неделю «сучко-суток», так и не завершившуюся выходом медведя на поле. Какие бы великолепные пейзажи он при этом не созерцал. Добыча зверя, его правильная разделка и вкусное употребление в пищу – важная часть охотничьей культуры, апофеоз охоты.

    В социальных сетях и при личном общении мы часто сталкиваемся с агрессией со стороны «защитников» животных. Нас всячески пытаются унизить и оскорбить, называя убийцами беззащитных зверушек. Мы не обязаны ни перед кем оправдываться. Не получится жить, никого не убивая. Комбайн, собирающий зерно, убивает за сезон больше зверушек, чем один охотник. Нужно просто понять и принять это. Охота и охотничья культура – часть нашего национального культурного достояния. Давайте с честью хранить это, чтобы можно было спокойно и с гордостью говорить: «Я – охотник!»
    (текст и фото взяты с сайта Целыховой Е.К. huntingculture.ru)

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #1483
    artempanfilov
    Участник
    #2107
    artempanfilov
    Участник

    Пейзаж молодого Исаака Левитана «Осень.Охотник”.

    Вложения:
    Вы должны войти для просмотра вложений.
    #2171
    artempanfilov
    Участник

    ПЯТЬДЕСЯТ НЕДОСТАТКОВ РУЖЕЙНОГО ОХОТНИКА И ПЯТЬДЕСЯТ НЕДОСТАТКОВ ЛЕГАВОЙ СОБАКИ

    И. С. Тургенев

    Впервые опубликовано: Журнал охоты. 1876. Т. 4, No 6. С. 1–5. Текст приво- дится по: [Тургенев 1978а, 10: 272–277].

    Сообщая прилагаемые заметки о недостатках ружейного охотника и легавой собаки, заметки, внушенные мне многолет- ним опытом, — я далек от мысли, что «исчерпал», как говорится, «свою задачу», и хотел только указать на главнейшие из этих недостатков. Если же кому придет в голову спросить меня, зачем я не перечислил достоинств охотника и собаки, то я отвечу, что на эти достоинства указывают самые недостатки: стоит только взять их противоположную сторону.

    НЕДОСТАТКИ ОХОТНИКА

    1. Не любит вставать рано.
    2. Скоро устает на охоте.
    3. Нетерпелив, легко раздражается, досадует на себя, теряет
    хладнокровие и неизбежно начинает дурно стрелять.
    4. Дурно ходит, не кружит, нестарательно отыскивает дичь, не
    довольно упорствует в однажды принятом направлении.
    5. Слишком долго топчется на одном месте.
    6. Не умеет одеваться сообразно временам года.
    7. Не принимает надлежащих мер предосторожности против
    дождя, ветра и пр.
    8. Скучает и впадает в уныние, когда мало дичи.
    9. Не приметлив, не обращает внимания на привычки дичи, на условия местности и времени — или хочет всё переупрямить: и дичь, и собаку, и погоду, и самую природу.
    10. Не следит постоянно глазами за собакой.
    11. Слишком ее муштрует, не доверяет ей, заставляет ее искать так, как ему кажется лучшим, сбивает ее с толку.
    12. Торопится, лепечет: «Аппорт! шерш!», когда хочет, чтоб собака отыскала поскорее убитую или подстреленную дичь, а не наводит собаку на замеченное место молча.
    13. Орет на собаку, свистит, вопит, когда она, например, погналась за зайцем и уже ничего не слышит да и слышать не может.
    14. Без толку наказывает собаку или вовсе не наказывает ее;
    непоследователен и нелогичен в своем поведении с нею.
    15. Стреляет собаке в зад, когда она гоняет, — варварство не-
    простительное!
    16. Не наблюдает сам за едой собачьей, отчего большей частью
    собаки скверно кормлены. Овсянка — отличное кушанье, но только под условием, чтоб она была хорошо заварена.
    17. Нерешителен; легко конфузится. Когда дичь появляется внезапно — нужно стрелять… а он только ахает.
    18. Жалеет патроны: скуп. Это уже самое последнее дело.
    19. Стреляет слишком скоро из обоих стволов и не целясь; так что если попадет в дичь, то превращает ее в тряпку.
    20. Слишком долго целится — отпускает дичь слишком далеко; старается «навести» ружье, что никуда не годится.
    21. Не имеет «прикладу», то есть не умеет быстро и ловко выкинуть ружье или дурно вскидывает: упирается в плечо одним концом приклада.
    22. Не умеет стрелять, не видя дичи (например, в чаще), — по соображению.
    23. Не довольно быстр при стрелянии, что особенно важно, когда находишься на узенькой дорожке в лесу.
    24. Не умеет (на облаве) зорко и отчетливо оглядываться по обеим сторонам.
    25. Когда, выстрелив, заряжает ружье, не держит при себе соаки, отпускает ее; тетерева и куропатки из выводка поднимаются, вспугнутые собакой, а охотнику остается только скрежетать зубами.
    26. Хуже стреляет по дичи бегущей или летящей слева направо, чем справа налево.
    27. Не умеет брать вперед дичи на дальнем расстоянии; не умеет повышать ружье, целясь в птицу, прямо на него летящую, или понижать цель, когда стреляет в перелетевшую через голову и удаляющуюся дичь.
    28. Стреляет за 100, за 200 шагов. Есть такие, которые валяют и на 300, даже на 400 шагов, да еще мелкой дробью.
    29. На облаве неосторожно стреляет то в направлении загонщиков, то в направлении товарищей.
    30. Не стыдится стрелять в лежачего зайца или сидячую птицу.
    31. Неосторожно носит ружье со взведенными курками, с дулом, направленным против товарищей, между тем как следует всегда помнить мудрое изречение одного французского спорт- смена: «Бывали примеры, что простые зонтики внезапно выстреливали».
    32. Падая с ружьем, не осматривает немедленно — не забилась ли земля в дуло, отчего может произойти разрыв ствола.
    33. Не в состоянии воздержаться от выстрела по дичи, когда по каким-нибудь причинам стрелять по ней нельзя; или стреляет по дичи, которая направляется на товарища.
    34. Стреляет без позволения из-под чужой собаки.
    35. Ложится под куст и, как только товарищ что-нибудь найдет, является немедленно, бежит на выстрел.
    36. Когда долго ничего не попадается, стреляет по галкам, по маленьким птичкам, по ласточкам — бесполезная жестокость!
    37. Не умеет примечать, куда падает подстреленная дичь.
    38. Жалуется на свое несчастье товарищам, которым до этого дела нет.
    39. Шумит и разговаривает там, где нужно безмолвствовать.
    40. Суеверен: придает значение приметам, толкует о «удаче» и «неудаче» и т. п.
    41. При «неудаче» принимает убитый или обиженный вид, что тоже неприятно товарищам, а в случае «удачи» трунит и рисуется.
    42. Завистлив, не переносит удачи товарища, старается отбивать у него лучшие места.
    43. Держит свои снаряды в беспорядке и в нечистоте.
    44. Не наблюдает за смазкой и исправностью своей обуви, отчего часто натирает ноги.
    45. Слишком много ест и пьет на охоте.
    46. Спит на охоте. Этакому стрелку гораздо приличнее сидеть дома.
    47. Боится сырости, ветра или жары.
    48. Во время жары беспрестанно пьет воду, что, во-первых, вредно, а во-вторых, нисколько не утоляет жажды.
    49. Неправдив в своих охотничьих рассказах — общеизвестный, весьма распространенный, впрочем безвредный, иногда даже забавный недостаток.
    50. Не дает товарищам хвастаться или даже прилыгать в своем присутствии… негуманная черта!

    НЕДОСТАТКИ ЛЕГАВОЙ СОБАКИ

    1. Чутье имеет неверное или плохое.
    2. Ищет медленно или всё по прямой линии, или топчется на месте, не «кружит», не «метет» направо и налево.
    3. Ищет слишком быстро, во все лопатки, как это часто делают сеттера; оно красиво, но иногда безопасно для дичи, которая остается в стороне.
    4. Отдаляет в иску, то есть постепенно удаляется от охотника. 5. В лесу не ищет близко.
    6. Идет по следу слишком медленным авансом, что особенно
    невыгодно при охоте за куропатками; известно, что эта птица шибко бежит.
    7. Бросается со стойки и хватает дичь, что особенно часто случается с молодыми тетеревами и зайцами, или ловит дичь на взлете.
    8. Врет, то есть делает фальшивые стойки.
    9. Стойку имеет беспокойную, подвигается помаленьку вперед, шевелится, особенно при приближении охотника.
    10. Вовсе не имеет стойки или имеет стойку очень короткую — не выдерживает.
    11. Стойку имеет слишком мертвую и не вспугивает дичи, когда ей командуют «Пиль!» — что иногда необходимо; например, при охоте на вальдшнепов в чаще.
    12. Не отходит от стойки, когда ее хозяин зовет, что особенно бывает неприятно в сплошных и густых кустарниках; случается, что охотник целый час принужден отыскивать свою собаку.
    13. Не умеет находить подстреленную или убитую дичь. Это бывает сплошь да рядом с собаками, одаренными отличным чутьем. Правда, охотники большей частью сами виноваты, заторапливают ее и т. д. (см. No 12 недостатков охотника).
    14. Гоняет за птицей или за зайцем с лаем или молча, вспугнет птицу и опять погонит.
    15. Увидев, где птица опустилась, бросается туда и вспугивает ее.
    16. Не «аппелиста», не возвращается на свист.
    17. Услышав выстрел, хотя бы в отдалении, бежит туда.
    18. После выстрела не ждет, чтобы ей приказали поднять дичь,
    и бросается сама поднимать ее.
    19. В предвидении наказания не дается в руки охотнику, не
    подходит к нему, кружит около.
    20. Кусается, когда ее наказывают.
    21. Завистлива, ищет дурно и вообще ведет себя неприлично,
    когда в поле находится другая собака.
    22. Мешает своим товаркам.
    23. Когда другая собака ищет, беспрестанно останавливается
    и смотрит на нее: не нашла ли та чего-нибудь?
    24. Даже когда нет другой собаки, то и дело останавливается,
    вертит хвостом и оглядывается: нет ли чего?
    25. Не тотчас подает хозяину дичь.
    26. «Муслит» дичь, то есть забирает ее во весь рот и как бы
    жует ее.
    27. Давит дичь — кишки вон!
    28. Ест дичь (большей частью с голоду).
    29. Скоро устает и начинает, как говорится, «чистить шпоры»,
    то есть идет следом за охотником. Собаки, у которых жирные лапы, устают скорее других.
    30. Боится жары, сильного ветра.
    31. Боится холода: дрожит, жмется и переминается. Боится сырости болотной и ранней изморози.
    32. Не идет в воду за убитой дичью.
    33. Если дичь упала на противуположном берегу речки, переплывает ее, достает дичь, а обратно через речку не приносит.
    34. Не доносит до хозяина убитую дичь или поноску и роняет ее в нескольких шагах от него.
    35. Боится выстрела, и либо отбегает в сторону, либо крадется вслед за охотником шагах от него в пятидесяти.
    36. Убегает с поля домой.
    37. Дерется с другими собаками, отбивает у них дичь.
    38. Имеет отвращение к известного рода дичи (большей частью
    болотной) и не подает ее.
    39. Слишком нежна на рану, не переносит укола лапы или
    ушиба.
    40. Не остается позади, когда ей скомандовали: «Назад!»
    41. Когда на сворке, вместо того чтобы идти по пятам охотника, лезет вперед, вытягивает сворку и тащит охотника за собою.
    42. Перегрызает веревку, когда привязана.
    43. Не остается на месте, когда охотник скомандовал ей:
    «Куш!» — удаляется от него (например, для того, чтобы под- красться под уток).
    44. Капризничает и не верит охотнику, когда тот, например, заставляет ее искать переместившуюся птицу.
    45. Капризничает в еде и тем лишает себя сил на охоту.
    46. В телеге или в экипаже не лежит смирно во время езды, а всё лезет вверх.
    47. Когда радуется, прыгает на охотника и раздирает ему платье когтями.
    48. Страстно любит отыскивать ежей и лает на них.
    49. Делает изумительно твердые и красивые стойки над жаворонками.
    50. Не понимает, что во время облавы должно держаться смирно и не шуметь: чешется, хлопает ушами или вдруг примет- ся чихать, как бешеная.

    • Ответ изменён 1 год, 1 месяц назад пользователем artempanfilov.
    • Ответ изменён 1 год, 1 месяц назад пользователем artempanfilov.
Просмотр 4 сообщений - с 1 по 4 (из 4 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.